История мебели: шкафы. Комоды
… Комод со старыми вещами,
О предках память сохранит.
На славу сделан, мастерами,
Пусть он подольше постоит…
(Игнатов Александр)
Практичные и декоративные шкафы менялись в своих стилях от простого приземистого шкафа с ящиками, что находились в большинстве домов XIX века, до изощрённого лакированного комода с декором из золоченого металла, созданного Мартином Карленом для родственников Людовика XVI.
Все они служили общей цели: сделанные как функциональный предмет мебели для хранения, впоследствии стали символом благосостояния владельца и показателем вкуса.
Комод итальянской фабрики Barnini Oseo
Изменение формы и размеров шкафов происходило от небольшого низкого сундука к высокому двухчастному шкафу с ящиками на четырёх ножках.
Создаваемые известными мастерами-мебельщиками, эти шкафы декорировались фанеровкой, маркетри, паркетри или росписью.
Комод итальянской фабрики Zanaboni
Комод итальянской фабрики Zanaboni
Комод итальянской фабрики Zanaboni
Комод итальянской фабрики Zanaboni
Комод итальянской фабрики Zanaboni
Комод итальянской фабрики Grilli
Непреходящая популярность шкафов способствовала сохранению экземпляров разных эпох, продолжающих доставлять удовольствие и сегодня.
Мебель для гостиной итальянской фабрики AR Arredamenti
Формы комодов
Комод-бомбе, 1750. Тип комода с раздутой неровной нижней частью.
Комод итальянской фабрики Barnini Oseo
Волнообразный комод. Тип комода с наружной линией двоякой кривизны.
Комод итальянской фабрики Luigi Volpi
Лучковая форма буфета
Среди самых практичных предметов мебели шкафы с ящиками столь популярны, что наличие как минимум одного шкафа в каждой комнате — явление обычное.
Витрина и комод для столовой итальянской фабрики Grilli
Основная форма шкафа с ящиками была развита в Англии около 1650 года. Подобные шкафы имели каркасно-панельную конструкцию до тех пор, пока европейские ремесленники, последовавшие за Карлом II в Англию после Реставрации 1660 года, не принесли новую технологию, постепенно сменившую традиционные методы. Эта сборная конструкция представляла собой каркас из дешёвых пород дерева (ель, дуб), чьи части имели соединение типа «ласточкин хвост» и впоследствии были покрыты фанеровкой из благородных пород, таких, как орех.
Многие шкафы этого периода имели декор, исполненный в технике маркетри и паркетри; во времена королевы Анны, однако, большее значение приобрели эстетические достоинства естественного рисунка волокна в ореховом шпоне, его расположение на поверхности ящика и шкафа в целом.
Главное декоративное достоинство маркетри состояло в том, что, несмотря на определенные, свойственные дереву ограничения в цветовой гамме, мастерам удавалось создавать богатейшие по колориту композиции, которые в тонкости нюансировок могли соперничать с живописными произведениями. Это стало возможно благодаря усовершенствованию инструментария и расширению диапазона применяемых пород древесины за счет освоения флоры стран Востока, Африки и Америки.
Чтобы еще более обогатить живописный эффект и достичь иллюзорности изображений, мастера применяли множество специфических приемов: протравливание, гравировку, поджиг и подкрашивание отдельных деталей и т.п. Наиболее типичными мотивами декора мебели были геометрические рисунки, цветочные и растительные узоры, архитектурные пейзажи, изображения трофеев или музыкальных инструментов, а также жанровые сценки.
Витрина AR Arredamenti. Дверцы декорированы в стиле маркетри
Появление геометрических узоров связывают с именем французского мастера XVII века Жана Масе. Помимо мебели он изготавливал паркетные полы. Один из таких полов (parquet marquetй), украсивших Palais-Royal и поразивших весь Париж, был заказан королевой Анной Австрийской. С тех пор термин «паркетри» (parquetry) ассоциируется с декором полов или мебели с геометрическими рисунками.
Буфет AR Arredamenti. Дверцы декорированы в стиле паркетри. Растительный орнамент — инкрустация перламутром
Предполагается, что широкое внедрение в то же время в отделку французской мебели цветочных мотивов связано с деятельностью знаменитого Пьера Голля, работавшего при короле Людовике XIV на фабрике Гобеленов.
Буфет Ceppi Style, техника маркетри
В середине XVIII века работа в технике маркетри стала одним из главных критериев в определении мастерства краснодеревщиков всех европейских стран. Каждая национальная школа имела «свое лицо» и ведущих специалистов в этой области, таких как Джузеппе Маджолини в Италии, отец и сын Рентгены в Германии, Джон Линнелл, Томас Чиппендейл, Вильям Инс и Джон Мэйхью в Англии. Самая крупная школа образовалась во Франции, где работали десятки известнейших мебельщиков — Андре-Шарль Буль, Антуан Гудро и Шарль Крессан, Жан-Франсуа Эбен и Анри Ризенер, Робер Годре и семья Ван Ризенбург, Жан-Франсуа Лелe и Рене Дюбю, и многие другие.
В XVIII веке французские стили и формы оказали существенное влияние на европейский мебельный дизайн: прямоугольные шкафы с ящиками сохранили свою популярность в Англии до середины столетия, тогда как французские волнообразные формы шкафа всё больше завоёвывали признание публики.
Буфет итальянской фабрики Silik
В 1770-е годы возник тип полуциркульного лучкового шкафа, который подобно прямоугольному оставался популярным и в следующем столетии. В XIX веке сосна была материалом, широко используемым для шкафов бедными слоями населения, тогда как состоятельные покупатели предпочитали красное дерево.
Комоды, богато декорированные шкафы с ящиками, предназначенные для расположения в салонах и гостиных, впервые появились во Франции XVIII века и впоследствии распространились по всей Европе.
Комод итальянской фабрики Zanaboni
Комод итальянской фабрики Zanaboni
Мастера многих стран уделяли особое внимание изготовлению этого престижного предмета мебели. Комоды были снабжены ящиками и дверцами, за которыми также могли быть расположены наборы ящиков.
Комод итальянской фабрики Zanaboni
Комод итальянской фабрики Zanaboni
Среди обильного использования декоративных материалов и средств особо выделяются маркетри, паркетри, роспись, фарфор, панели венецианской мозаики, техника Буля, золоченые металлические детали.
Комод итальянской фабрики Zanaboni
Комод итальянской фабрики Zanaboni
Известные в Англии под именем «французских комодов» они обычно имели деревянную столешницу, столь же популярную, что и мраморные столешницы во Франции.
Комод итальянской фабрики Zanaboni
Комод итальянской фабрики Zanaboni
Комод итальянской фабрики Zanaboni
Форма типично английского комода впервые возникла в 1740-е годы, и его ранние образцы имели очертания близкие видам волнообразного шкафа или комода-бомбе, но столетие спустя они приобрели низко опущенный фасад и во времена Регенства стали более прямоугольными.
Комод итальянской фабрики Zanaboni
Комод итальянской фабрики Zanaboni
Комоды оставались в моде в течение XIX века во многих европейских странах.
По материалам: Антикварная мебель. Иллюстрированное руководство по определению стилей мебели. Тим Форрест.